Перейти к содержимому


Фото

Как составить план полета


  • Закрытая тема Тема закрыта
2 ответов в этой теме

#1 Denis Evseev

Denis Evseev

    Administrator

  • КВС
  • 39 сообщений
  • МестонахождениеМосква

Отправлено 15 Сентябрь 2013 - 22:35

Со времени возникновения авиации перед пилотами встала проблема, как долететь до нужного места и не заблудиться по дороге. Самый простой способ заключался в использовании железных дорог для ориентирования. Так железные дороги стали первыми воздушными трассами. Никаких аэронавигационных схем в те времена не существовало. Каждый пилот был вынужден полагаться только на себя, из-за чего нередко случались катастрофы. Заметить препятствие в хорошую погоду легко, а что делать если погода неожиданно испортится? Нужно было снижаться, и при отсутствии видимости существовал риск налететь на гору, водонапорную башню или какое-нибудь другое препятствие.

Пилот Элрей Джеппесен решил обезопасить себя, и начал рисовать в блокноте схемы аэродромов, в которые включал расположение полосы, рельеф местности, препятствия, телефоны местных жителей у которых можно было спросить про погоду и другую полезную информацию.. Постепенно другие пилоты начали все чаще и чаще одалживать у Джеппесена его блокнот, и в конце концов он начал продавать свои схемы. Так появилась первая аэронавигационная информация.

Чтобы упорядочить воздушное движение в районах аэродромов, было решено принять соглашение о правилах взлета и посадки. Сначала это был просто полет по прямоугольному маршруту вокруг полосы, но вскоре стало ясно что такая схема не эффективна, да и не подходит ко всем аэродромам, в силу различных индивидуальных особенностей: где-то были горы, а где-то рядом стояли жилые дома и люди не хотели просыпаться по ночам от рева двигателей. Постепенно для каждого аэродрома стали разрабатывать стандартные схемы захода на посадку и схемы взлета. Их включали в сборники аэронавигационной информации, подобно тем которые составлял Элрей Джеппесен. Помимо движения в районе аэродромов, требовалось так же упорядочить и обезопасить движение по маршрутам. Железные дороги плохо для этого подходили, поэтому начали устанавливать радиомаяки, между которыми прокладывали воздушные трассы. Изначально все воздушные трассы проходили через радиомаяки различных конструкций, но вскоре техника развилась, и стало возможно летать не только строго на радиомаяки, но и в стороне от них.

Для обозначения мест, в которых не стоят маяки, было придумано понятие навигационная точка (по-английски FIX). Это точка, у которой есть пятибуквенное обозначение и для которой определены географические координаты (широта и долгота). Эта точка существует только на карте, на местности в этой точке ничего нет. В местах, где навигационные точки стоят на «перекрестках» воздушных трасс, их называют пересечениями. Каждая воздушная трасса имеет свое имя. Имя трассы состоит из буквы (иногда двух букв) и трех цифр. Буква обозначает тип воздушной трассы. Поскольку эта статья рассчитана на начинающих пилотов, пока не будем обращать внимания на типы трасс. Проще всего рассмотреть воздушные трассы на примере. Предположим что нам надо проложить маршрут из точки MILTA в точку VALGA:

 

Прикрепленный файл  planning1.jpg   145,54К   45 Количество загрузок

 

Требуемый маршрут обозначен красной линией. К сожалению, в данном направлении ни одна трасса не проходит. Возможно, диспетчер и разрешит пролететь напрямую, но тем не менее маршрут придется составлять по всем правилам. Сначала посмотрим повнимательнее на карту. Воздушные трассы на ней нарисованы черными линиями, в разрыве линий нарисованы расстояния между двумя точками на карте, сверху над ними подписаны названия воздушных трасс. Поскольку схема российская, расстояния указаны в километрах. На зарубежных схемах расстояния пишутся в морских милях. Попробуем спуститься вниз от точки MILTA, и затем отправится к точке VALGA:

 

Прикрепленный файл  planning2.jpg   144,21К   23 Количество загрузок

 

Таким образом, наш маршрут пройдет через следующие точки: MILTA → TENSI → PETIT → VANAG → VALGA. По стандартам ICAO при записи маршрута между названиями точек принято писать названия воздушных трасс. Добавим к нашей записи названия воздушных трасс: MILTA → UM870 → TENSI → UM870 → PETIT → UM990 → VANAG → UM990 → VALGA. Как видим, запись получилась довольно громоздкой. Чтобы избежать излишнего загромождения, точки, которые находятся на одной и той же трассе, писать не надо. Вместо этого достаточно написать точку на которой мы вошли на трассу, и точку на которой мы сошли с трассы. Участок MILTA → UM870 → TENSI → UM870 → PETIT представляет собой путь по одной трассе UM870. Уберем промежуточную точку TENSI и он сократится до MILTA → UM870 → PETIT. Аналогично путь PETIT → UM990 → VANAG → UM990 → VALGA проходит по трассе UM990, поэтому можно смело убирать промежуточную точку VANAG. Теперь запишем все вместе: MILTA → UM870 → PETIT → UM990 → VALGA. По правилам ICAO стрелки писать не надо. Запишем тот же маршрут без стрелок: MILTA UM870 PETIT UM990 VALGA. Поздравляю, мы только что проложили наш первый маршрут по стандартам ICAO.

Но как мы попадем на этот маршрут? Нельзя просто взлететь с аэродрома и отправиться к ближайшей удобной точке для выхода на трассу. Вместо этого надо открыть схемы аэродрома и посмотреть там стандартные маршруты выхода с аэродрома. Сокращенно такие маршруты называются SID (Standard Instrument Departure, стандартная схема выхода по приборам). Ниже приведен пример такой схемы:

 

 

Прикрепленный файл  planning3.jpg   113,3К   35 Количество загрузок

 

Из этой схемы видно, что после взлета надо следовать на одну из шести точек выхода. Каждый маршрут выхода имеет свое имя. Как правило имя схемы выхода отражает название точки, в которую он ведет. Например, в точку TISRI ведет маршрут под названием «TISRI RNAV 1D». Слово RNAV обозначает что для использования этого маршрута воздушное судно должно быть оборудовано GPS или инерциальной навигационной системой. Аналогично выходу, на схемах можно посмотреть и маршруты подхода к аэродрому. Схемы подхода называются STAR (Standard Terminal Arrival Route, стандартный терминальный маршрут подхода). Рассмотрим на примере:

 

Прикрепленный файл  planning4.gif   46,82К   17 Количество загрузок

 

 

На схеме показаны пути подхода из разных точек. Под линиями написаны названия схем, например, от точки SULOD идет схема SULOD 2. 
Подведем итоги. Полет начинается со схемы выхода из аэродрома -  SID. Каждый SID заканчивается на точке, которая должна быть началом маршрута по трассе. Машрут должен заканчиваться на точке, которая является началом схемы подхода - STAR. План полета описывается по стандарту ICAO, согласно которому надо писать его в виде: ТочкаВхода ТРАССА ТочкаПерехода ТРАССА .... ТРАССА ТочкаВыхода. 


  • 1

#2 Denis Evseev

Denis Evseev

    Administrator

  • КВС
  • 39 сообщений
  • МестонахождениеМосква

Отправлено 15 Сентябрь 2013 - 22:38

Нам предстоит полет из Франкфурта-на-Майне в Мюнхен на самолете Piper Malibu. Полет будет проходить по правилам полета по приборам (IFR). Перед тем как начать полет необходимо как следует к нему подготовится. Возьмем схемы Франкфурта и Мюнхена. Теперь надо сделать достать карту и посмотреть как будет проходить маршрут. Найти карту германии в Google совсем не сложно. Нарисуем на ней наш маршрут:

 

 

Прикрепленный файл  eddf-eddm-map.jpg   50,16К   21 Количество загрузок

 

На карте видно что маршрут будет проходить в юго-восточном направлении. Теперь надо открыть схему Франкфурта и просмотреть все точки выхода на схемах SID, удобные для полета на юго-восток. Поскольку наш самолет не оснащен GPS или инерциальной навигационной системой, сразу пропускаем все схемы с обозначением RNAV. Одной из наиболее удачных точек выхода представляется точка DKB. Запомним ее и перейдем к схеме Мюнхена. Схема подхода в Мюнхене (STAR) со стороны юго-запада начинается с точки WLD. Теперь мы знаем точку с которой начнется наш маршрут и точку на которой он закончится. Все что остается ? это открыть карту в X-Plane, найти эти точки и проложить между ними маршрут по воздушным трассам. Наш учебный маршрут очень короткий, и будет проходить всего лишь по одной воздушной трассе. Эта трасса обозначается T104. Теперь мы можем составить полетный план. Он будет предельно прост, и пока он не будет содержать схем выхода и подхода: DKB T104 WLD. Это означает что в точке DKB мы выйдем на трассу T104 и сойдем с нее в точке WLD. Маршрут составлен, теперь вернемся к схеме выхода. Прогноз погоды Франкфурта говорит о том, что во время вылета ветер будет дуть с юга. Таким образом самой удачной полосой для взлета будет полоса номер 18. Найдем схему выхода с этой полосы в точку DKB:

 

Прикрепленный файл  eddf-sid.jpg   125,62К   18 Количество загрузок


Стандартная схема выхода Франкфурта в точку DKB.

На схеме есть примечание, в котором сказано что схема действительна только для полетов с пунктом назначения в зоне ответственности мюнхенской службы контроля (EDMM), а это как раз то что нам нужно. Внимательно рассматриваем схему DKB4S: сразу после взлета нужно как можно быстрее начать набирать высоту. По достижении высоты 800 футов или на расстоянии 12 морских миль от RID (в зависимости от того что будет позднее) следует повернуть налево и лететь курсом 118 градусов до радиомаяка KNG. После прохождения KNG надо повернуть налево и лететь курсом 103 градуса до перехвата радиала 130 радиомаяка DKB. Сразу после перехвата надо повернуть направо и следовать курсом 130 градусов до радиомаяка. После прохождения DKB необходимо следовать далее по трассе T104 до радиомаяка WLD. Теперь посмотрим на схему подхода Мюнхена со стороны радиомаяка WLD:

 

 

Прикрепленный файл  eddm-star.jpg   117,87К   7 Количество загрузок


Стандартная схема подхода Мюнхена со стороны WLD.

Эта схема называется WLD5M. Согласно схеме WLD5M после прохождения WLD требуется пролететь курсом 118 градусов до пересечения радиала 264 радиомаяка MBG. Сразу после этого необходимо повернуть налево и лететь курсом 75 градусов до радиомаяка MIQ. MIQ является радиомаяком типа NDB. В X-Plane для NDB не надо вводить дробную часть частоты. Зная прогноз погоды для Мюнхена на предполагаемое время прибытия, мы можем сделать вывод что в работе будут полосы 26R и 26L. Нам больше подойдет полоса 26R. Рассмотрим схему инструментальной посадки для полосы 26R:

 

Прикрепленный файл  eddm-ils-26r.jpg   136,89К   5 Количество загрузок


Схема инструментальной посадки полосы 26R.

Выполнение схемы инструментальной посадки на полосу 26R начинается из точки MIQ. Сразу после MIQ нужно лететь курсом 88 градусов до радиомаяка MBG. После маяка нужно повернуть на право и лететь курсом 202 градуса до достижения расстояния 11 морских миль от MBG. Как только 11 морских миль будут пройдены, необходимо повернуть направо од курса 262 градуса и перехватить ILS на высоте 5000 футов. Таким образом, с учетом выбранных схем выхода и подхода, запишем следующий план полета: DKB4S DKB T104 WLD WLD5M. Счастливого пути!


  • 0

#3 Denis Evseev

Denis Evseev

    Administrator

  • КВС
  • 39 сообщений
  • МестонахождениеМосква

Отправлено 15 Сентябрь 2013 - 22:43

Мы уже рассмотрели пример простого составления плана полета, а точнее маршрута. Как вы могли заметить, для прокладки маршрута нам необходимы аэронавигационные карты нужной территории и схемы аэропортов, а так же масса времени для составления плана. Но прогресс не стоит на месте и сейчас предлагается множество программ, утилит и сайтов для автоматизированной прокладки маршрутов из одного аэропорта в другой. Компьютер практически все сделает за вас - вам остается иметь только схемы аэропортов. Далее рассмотрим несколько способов составления маршрутов. Помните, каждый из них не идеален и имеет свои плюсы и минусы, не забывайте учитывать это.

В интернете есть сайты, которые позволяют нам получить маршрут нашего полета в формате ICAO (Например: URMM BADKO R807 NIRGA G481 TONGI URWW)

 

1) Маршруты для использования авиакомпаниями РФ

 

Реальные маршруты авиакомпании РФ. Сайт позволяет искать маршрут только между аэропортами России. Использовать сайт довольно просто: вводим в поле Тчк.входа ICAO-код аэропорта вылета, в поле Тчк.выхода - код аэропорта прилета. Например, выберем URMM (Минеральные Воды) и URWW (Волгоград) и нажмем кнопку Поиск

Прикрепленный файл  rf_1.PNG   4,47К   9 Количество загрузок

После этого страничца обновится и мы увидим список маршрутов между этими аэропортами

Прикрепленный файл  rf_2.PNG   38,89К   7 Количество загрузок

Дополнительно поясним значение Орт.расст и Факт.расст. Орт.расст - ортодромическое расстояние, проще говоря расстояние по прямой между двумя аэропортами. Факт-расст - фактическое расстояние, с учетом нашего маршрута.
Наш маршрут мы берем из последнего столбца, он должен состоять из латинских букв.

 

2) EuroFPL


Сайт требует регистрации. На нем хранится архив полетных планов из Евроконтроля, пригоден для составления маршрутов по Европе.
После регистрации нам нужно перейти по ссылке "Route finder". Перед нами откроется окно. В поля ADEP и ADES нужно ввести коды аэропортов вылета и прилета соотвественно. После этого нажать на кнопку Search.

Прикрепленный файл  eu_1.PNG   12К   3 Количество загрузок

Сайт найдет результаты и рассортирует их по категориями. Нам интересна категория View EuroFPL routes, ее мы и расскрываем.
Перед нами будет список реальных планов полетов, которые хранятся в Евроконтроле. Правда некоторые планы могут быть устаревшими или некорректными.

Прикрепленный файл  eu_2.PNG   21,53К   3 Количество загрузок

 

3) FlightAware

 

Сайт изначально созданный для отслеживания рейсов в реальном времени по территории США. Сейчас на сайте есть возможность посмотреть маршрут полета, время в пути, расстояние, а так же схемы аэропортов.
На главной странице укажить коды аэропортов вылета и прилета в соотвествующем окне. Вам не обязательно знать коды аэропортов, достаточно знать название городов или аэропортов. Нажимаем кнопку ПОИСК.

Прикрепленный файл  us_1.PNG   4,12К   1 Количество загрузок

Далее высветится окно со списком рейсов которые уже прилетели, еще в пути или даже не вылетели. 

Прикрепленный файл  us_2.PNG   56,66К   2 Количество загрузок

Нажав на любой из рейсов, вы перейдете на страницу с подробной информацией.

Прикрепленный файл  us_3.PNG   18,09К   4 Количество загрузок

Нам нужно поле маршрут. Актуальность и правильность маршрута стремится к 100%, т.к данные самые свежие по времени.
На сайте есть множество сервисов, к сожалению описать их все в рамках данного материала не представляется возможным.

 

4) RouteFinder

 

Сайт, созданный специально для любителей авиасимуляторов. Планировщик маршрута универсален, позволяет проложить маршрут в любой точке мира. К сожалению, полученные маршруты зачастую оказываются не совсем корректными, так что рекоммендуется использовать этот сайт как "последнюю инстанцию".

Прикрепленный файл  rfinder_1.PNG   13,97К   5 Количество загрузок

Сайт так же обладает простым интерфейсом. В поле Departure вводим код аэропорта вылета, в поле Destination - аэропорт прилета. В полях Enroute altitude вводим промежуток эшелонов, на которых мы будем лететь. Если весь путь вы будете лететь на одном эшелоне, вводим одинаковые цифры в оба поля. Обязательно оставляйте галочки Use SID/STAR, это нужно для корректного составления маршрута. Так же оставте галочку RNAV Equipped. Поле NATs оставляем без изменения, если вы не летите через Атлантический океан. Нажимаем Find route
На следующей странице нам будет выведена полная информаци о маршруте, времени и расстоянии. Нам нужен только маршрут, который находится в самом низу страницы

Прикрепленный файл  rfinder_2.PNG   8,42К   9 Количество загрузок


Важно: Маршрут в данном виде не записывается в окно полетного плана в X-Ivap. Нам нужно убрать из маршрута коды аэропортов вылета и прилета, а так же слова SID и STAR


  • 0




0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых